Вступил в силу Закон Украины "Об обеспечении права на справедливый суд"

sam-2

28 марта 2015 вступил в силу Закон Украины "Об обеспечении права на справедливый суд", принятый Верховной Радой Украины 12.02.2015 года.
Этим законом внесены изменения в ряд законов, касающихся отправления правосудия в Украине. Это, в частности, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства, Кодекс об административных правонарушениях, Закон Украины "О доступе к судебным решениям", Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей", и другие.

Изменения, внесенные в процессуальные кодексы, в основном касаются оснований и порядка подачи заявлений о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины после их пересмотра в кассационной инстанции.
Мы рассмотрим только те изменения, которые были внесены в Гражданский процессуальный кодекс Украины, а также обратим внимание на отдельные новеллы из других законов.

Какие же изменения были внесены в Гражданский процессуальный кодекс Украины?
Если в предыдущей редакции ч.2 ст.214 ГПК Украины была норма о том, что суды обязаны учесть выводы Верховного Суда Украины, изложенные по результатам пересмотра решений на основании ч.1 ст.355 ГПК Украины, то в новой редакции слова  "суд обязан учесть" заменены словами  "суд учитывает", что фактически лишает постановления Верховного Суда Украины обязательного характера для судов.
Более того, часть 2-я ст.214 ГПК Украины также дополнена абзацем 2-м такого содержания:
"Суд вправе отступить от правовой позиции, изложенной в выводах Верховного Суда Украины, с одновременным указанием соответствующих мотивов".
Норма предыдущей редакции статьи 360-7 ГПК Украины о том, что выводы Верховного Суда Украины, изложенные в постановлениях о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным ст.355 ГПК Украины, являются обязательными для всех судов Украины, теперь изменена на другую норму, в соответствии с которой суды только должны учитывать эти выводы при применении норм материального права, однако не обязаны им следовать.
Указанное свидетельствует о том, что законодатель все же выступает против существования в Украине института судебного прецедента.

По сравнению с предыдущей редакцией ст.355 ГПК Украины, часть первая статьи об основаниях для подачи заявлений о пересмотре судебных решений дополнена еще двумя основаниями:
- Неодинаковое применение судом кассационной инстанции одних и тех же норм процессуального права - при обжаловании судебного решения, которое препятствует дальнейшему производству по делу или которое принято с нарушением правил подсудности или установленной законом компетенции судов по рассмотрению гражданских дел;
- Несоответствие судебного решения суда кассационной инстанции изложенному в постановлении Верховного Суда Украины заключению о применении в подобных правоотношениях норм материального права.

Эти нормы являются совершенно новыми, поскольку предыдущая редакция статьи 355 ГПК Украины не предусматривала таких оснований пересмотра судебных решений после их обжалования в кассационной инстанции, как нарушение норм процессуального права и несоответствие судебного решения выводам Верховного Суда Украины.

Сроки подачи заявления о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным ст.355 ГПК Украины, остались теми же, а к жалобам, поданным на основании нарушения судом кассационной инстанции норм процессуального права и по основаниям несоответствия судебного решения выводам Верховного Суда Украины установлен срок в три месяца со дня вынесения обжалуемого решения.
Новеллой статьи 356 ГПК Украины стало и то, что возобновление срока на обращение с заявлением о пересмотре судебного решения по основаниям, предусмотренным ст.355 ГПК Украины, возможно только если со дня принятия судебного решения прошло не более одного года.
Интересно, что за подачу и рассмотрение заявления по основанию, установленному пунктом 2 части первой статьи 355 Кодекса (то есть в связи с нарушением судами предыдущих инстанций норм процессуального права) судебный сбор не уплачивается.

Новеллой новой редакции Гражданского процессуального кодекса Украины является также то, что в соответствии с ст.358 ГПК Украины заявление о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным ст.355 ГПК Украины, теперь подается непосредственно в Верховный Суд Украины, а не в Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, как это было раньше.
Допуск дела к производству осуществляется судьями именно Верховного Суда Украины в следующем порядке:
"Вопрос о допуске дела к производству решается судьей-докладчиком, определенным в порядке, установленном частью третьей статьи 11-1 настоящего Кодекса. В случае если судья-докладчик приходит к выводу, что подано заявление является обоснованным, он открывает производство.
В случае если судья-докладчик приходит к выводу, что подано заявление является необоснованным, решение вопроса о допуске дела к производству осуществляется коллегией из трех судей в составе судьи-докладчика и двух судей, определенных автоматизированной системой документооборота суда дополнительно. Производство открывается, если хотя бы один судья из состава коллегии пришел к выводу о необходимости его открытия.
Постановление об открытии производства или решение об отказе в допуске дела к производству выносится в течение пятнадцати дней со дня поступления заявления или со дня устранения заявителем недостатков, а в случае истребования копии решения международного судебного учреждения, юрисдикция которого признана Украиной, - со дня поступления такой копии. Рассмотрение вопроса о допуске дела к производству происходит без уведомления лиц, участвующих в деле. Копия постановления об открытии производства или об отказе в допуске дела к производству направляется вместе с копией заявления лицам, участвующим в деле ".

Норма ГПК Украины, которая определяет порядок рассмотрения дела Верховным Судом Украины (ст.360-2), изложена законодателем более подробно. Интересной новеллой данной статьи является то, что теперь в случае, если при рассмотрении дела Верховный Суд Украины установит необходимость отойти от заключения о применении нормы права, изложенного в постановлении Верховного Суда Украины, которая была принята другим составом суда (другой палатой или палатами, которые принимали участие в совместном заседании), дело передается на рассмотрение совместного заседания палат Верховного Суда Украины, которое проводится при участии палаты (палат), рассматривавшая дело до момента ее передачи, и палаты (палаты), которая принимала соответствующее постановление Верховного Суда Украины. Заседание является правомочным при условии присутствия на нем не менее двух третей судей от общего состава каждой из соответствующих судебных палат Верховного Суда Украины.
Фактически указанным положением закона предусмотрено, что Верховный Суд Украины может изменять свои выводы (правовую позицию) о правильности применения той или иной нормы материального права, изложенные в постановлениях, которые принимались ранее.
В новой редакции Гражданского процессуального кодекса Украины расширенны полномочия Верховного Суда Украины по результатам рассмотрения заявлений о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным ст.355 ГПК Украины. Если раньше Верховный Суд Украины в случае удовлетворения заявления о пересмотре судебного решения мог только принять новое решение или направить дело в суд кассационной инстанции, то теперь в зависимости от оснований обжалования (п.п.1-4 ч.1 ст.355 ГПК) Верховный Суд Украины может направить дело на новое рассмотрение в суд любой инстанции, прекратить производство по делу, изменить судебное решение, оставить в силе ошибочно отменено судебное решение или оставить иск без рассмотрения.
Также ГПК Украины дополнен новой нормой о том, что в постановлении Верховного Суда Украины, принятом по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 355 настоящего Кодекса, должно содержаться заключение о том, как должна применяться норма права, которая была неодинаково применена (ч.5 ст.360-4 и ч.2 ст.360-5 ГПК Украины).
 
Стоит также обратить внимание на новые нормы Закона Украины "О доступе к судебным решениям", согласно которым судебные решения в электронной форме должны быть внесены в Реестр судебных решений не позднее следующего дня после их принятия или изготовление их полного текста. Кроме того, в решениях, которые вносятся в Реестр судебных решений, теперь будут указываться имена (имя, отчество, фамилия) участников судебного процесса (адвокатов, представителей, прокуроров и т.д.).
Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" был дополнен многими нормами. В частности в этот закон внесли новую норму о том, что судебные заседания должны проводиться исключительно в специально оборудованном для этого помещении суда - зале заседаний, которое пригодно для размещения сторон и других участников судебного процесса и позволяет реализовать предоставленные им процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности. До этого действовала норма, которая предусматривала, что судебные заседания должны проводиться в зале суда, однако слова "исключительно" и характеристику таких помещений не содержала.

 

Юридическая фирма       "Юрсервис"    юридические услуги, адвокат, консультация
Териториально мы работаем: Киев, Киево-Святошинский район Киевской области (г.Боярка, г.Вишневое), г.Ирпень, г.Вышгород, г.Бровары.
тел.(044)38-39-539

Ваш вопрос юристу

Ваш email:
Ваше имя:
Сообщение:
Сколько будет 2+2?